На порядок крупнее Солнца

Андрей Краснов по материалам: NewScientist, MailOnline
дополнительно: arXiv

Обнаружена монстр-версия нашего Солнца: на данный момент это крупнейший из известных членов семьи желтых звезд, к которой принадлежит наше светило.

Гипергигант излучает свет волнами, подобными Солнцу, но ее диаметр более чем в 1 300 раз больше. Это означает, что звезда поглотит все планеты от Меркурия до Юпитера если ее поместить в центр нашей Солнечной системы (см. иллюстрацию).

Обратите внимание, что эта звезда касается другой звезды-компаньона. Подражая HR 5171 А, она находится в созвездии Центавра (это около 12 000 световых лет от Земли). Это гипергигант, класс самых больших по величине звезд, однако его точный размер еще предстоит выяснить.

Будучи помещенной в центр нашей Солнечной системы, звезда поглотила бы все планеты от Меркурия до Юпитера

Команда во главе с Оливером Шено (Oliver Chesneau) из Обсерватории на Лазурном берегу в Ницце, решила взглянуть на звезду повнимательнее через Очень Большой Телескоп-Интерферометр (VLTI) ESO в Атакаме, Чили. Звезда оказалась в два раза больше, чем ожидалось. Однако это не самое крупное светило известное человеку. Этот титул носит UY Scuti, она в 1 700 раз больше нашего Солнца. Но UY Scuti находится на другой стадии развития и принадлежит семейству «красных звезд».

И красные, и желтые звезды могут быть гипергигантами, но ранее считалось, что желтые гипергиганты могут быть не более чем в 700 раз больше Солнца. Новое измерение HR 5171 A показывает, что ученые ошибались.

HR 5171 А в полтора раза больше красного гипергиганта Бетельгейзе, который расположен в созвездии Ориона, это девятая по яркости звезда в ночном небе.

гипергигант hr 5171 самая яркая звезда
HR 5171, самая яркая звезда находится чуть ниже центра этого изображения. Желтый гипергигант - это очень редкий тип звезд, в нашей галактике их около дюжины.
созвездие кентавра
На этом рисунке представлено созвездие Центавра (Кентавра). Большинство звезд можно увидеть в ночном небе невооруженным глазом (отмечены). Желтый гипергигант HR 5171 обведен в круг. Эту звезду можно легко увидеть в бинокль.

Еще одним сюрпризом для команды Шено стало открытие младшего брата HR 5171 А. Предыдущие наблюдения показывали колебания яркости звезды. Теперь команда подтвердила, что это явление обусловлено звездой-компаньоном, которая составляет около одной трети размера звезды.

Звезды вращаются вокруг друг друга, образуя двойную систему (то есть систему из двух гравитационно связанных звезд, обращающихся по замкнутым орбитам вокруг общего центра масс). При этом они соприкасаются между собой, образуя нечто похожее на огромный арахис. Судя по всему, эта система слишком мала для двоих.