За пределами энергии, материи, времени и пространства

пространство, материя, время, энергия, математика, За пределами энергии, материи, времени и пространства

Николай Коперник, скорее всего, невзначай, в трактате XVII-го века породил идею о том, что люди не занимают особое место на небесах.

Почти 500 лет прошло с того момента, как в центре космического вихря встало Солнце, а не Земля, теперь мы всего лишь одна маленькая планета, вращающаяся вокруг звезды на задворках галактики, во Вселенной, которую мы называем домом. И она может быть лишь одной из многих Вселенных в Мультивселенной, к которой космологи относятся с разной степенью скептицизма.

Несмотря на понижение в должности, мы по-прежнему уверены, что здесь, на краю бесконечности, у нашей группы приматов есть все необходимое, чтобы изучить космос, который писатель Тимоти Феррис (Timothy Ferris) назвал «штукой». Еще могут быть открыты новые частицы и даже новые законы. Но можно назвать практически само собой разумеющимся тот факт, что всё, от физики до биологии, в том числе разум, в конечном счете, сводится к четырем основным понятиям: материя и энергия, взаимодействующие на арене пространства и времени.

Томас Нагель (Thomas Nagel) Разум и космосТомас Нагель «Разум и космос: почему материалистическая неодарвинистская концепция природы практически наверняка ошибочна» (Thomas Nagel Mind and Cosmos: Why the Materialist Neo-Darwinian Conception of Nature is Almost Certainly False), amazon, oxford university press.

Есть скептики, которые подозревают, что мы упускаем главную деталь головоломки.

Нет никаких причин полагать, что в данном конкретном веке хомо сапиенс соберет все необходимые знания для создания теории всего.

Вытеснивший человечество с привилегированного положения, принцип Коперника применим не только к тому, где мы находимся в пространстве, но и когда мы находимся во времени.

Книга «Разум и космос», опубликованная в 2012 году философом Томасом Нагелем (Thomas Nagel), вызывает некоторый испуг. Начиная с дразнящей фразы «Почему материалистическая неодарвинистская концепция природы почти наверняка ошибочна», доктор Нагель отказывается от идеи того, что кроме материи и физических сил нет ничего во Вселенной. Он также сомневается, что законы эволюции могли породить разумную жизнь.

Эта идея граничит с анафемой, и книга быстро встретилась с волной критики. Стивен Пинкер (Steven Pinker), психолог Гарварда, назвал ее «дрянными рассуждениями некогда великого мыслителя». «Разум и космос» стоит прочесть из-за того, что доктор Нагель является атеистом, который отвергает идею креационистов разумного Творца. Ответы, по его мнению, следует искать в науке, но только за счет ее расширения.

Людям присуща надежда на конечный результат, но интеллектуальное смирение требует, чтобы мы удержались от соблазна считать, что у нас есть все инструменты, чтобы понять Вселенную.

Доктор Нагель считает удивительным, что человеческий мозг, этот биологический орган, который появился на третьей планете от Солнца, создал науку и математику в гармонии с космосом, которые могут предсказать и объяснить так много вещей. Неврологи предполагают, что эти умственные способности как-то выходят из электрических сигналов нейронов, схемы мозга. Но никто так и не может объяснить, как это происходит. То, что доктор Нагель предлагает, может вызвать еще одну революцию: ум, наряду с материей и энергией, является «основополагающим принципом природы», и мы живем во Вселенной, ориентированной «на создание существ, способных осмыслить ее».

Эволюция - не серия случайных мутаций и адаптаций, у нее есть направление, может быть даже цели.

Прежде всего я хотел бы расширить границы того, что не считается немыслимым, в свете того, как мало мы на самом деле знаем о мире.

Стивен Джей Гулд «Прекрасная жизнь»Стивен Джей Гулд «Прекрасная жизнь» (Stephen Jay Gould Wonderful Life), amazon, w.w.norton.

Доктор Нагель не одинок в подобных идеях. Отвергая все мистическое, биолог Стюарт Кауфман (Stuart Kauffman) предположил, что дарвиновская теория должна быть как-то расширена, чтобы объяснить появление сложных разумных созданий. А Дэвид Дж. Чалмерс (David J. Chalmers), философ, призвал ученых серьезно рассмотреть панпсихизм, идею о том, что некое сознание, находящееся в зачаточном состоянии, пронизывает материал Вселенной.

Все это темы для научных споров. Еще интересен Стивен Джей Гулд, который в «Прекрасной жизни» предложил рассмотреть сознание как простую счастливую случайность, такую же естественную, как аппендикс у человека и пять лучей у морской звезд. Но стоит рассмотреть и альтернативные объяснения.

Макс Тегмарк «Наша математическая Вселенная: Мой поиск окончательной природы реальности»Макс Тегмарк «Наша математическая Вселенная: Мой поиск окончательной природы реальности» (Max Tegmark Our Mathematical Universe: My Quest for the Ultimate Nature of Reality), amazon, space mit.

Новая книга физика Макса Тегмарка (Max Tegmark) полагает, что другой компонент, математика, должен быть принят как часть природы. На самом деле, считает он, она может оказаться наиболее важной из всех. В известном эссе 1960 года физик Юджин Вигнер (Eugene Wigner) дивился над «неразумной эффективностью математики» в объяснении мира. Это «что-то граничащее с мистикой», писал он, для которой «нет никакого рационального объяснения». Лучшее, что он мог предложить, это то, что математика является «прекрасным подарком, который мы не понимаем и не заслуживаем». Доктор Тегмарк в своей новой книге «Наша математическая Вселенная: Мой поиск окончательной природы реальности» переворачивает эту идею с ног на голову.

Математика служит как силовой инструмент, доказывающий, что Вселенная является математической структурой. Пойдя дальше Пифагора и Платона, он намеревался показать, как материя, энергия, пространство и время могут возникнуть их цифр. Но является ли математика, при всей своей власти, корнем реальности? Или это продукт человеческого разума? Обзор книги доктора Тегмарка в New York Times Book Review математика Эдварда Френкеля (Edward Frenkel) отмечает, что лишь небольшая часть огромного океана математики смогла описать реальный мир. Остальное, кажется, представлено само по себе.

С момента, когда люди начали писать на папирусе и глине, Земля сделала 5 000 оборотов вокруг Солнца, мы далеко продвинулись в описании мира за ее пределами. Или так нам, по крайней мере, кажется. Но, возможно, десятилетия или тысячелетия спустя, здесь или где-нибудь еще, наука Земли 2014 года будет казаться не более чем хорошим стартом.