Обнаружена потерянная рукопись Эйнштейна

Великий физик изучал идею стационарной Вселенной еще в 1931 году.

Альберт Эйнштейн, Эдвин Хаббл (в центре) и Уолтер Адамс в обсерватории Маунт-Уилсон в 1931 году.

Рукопись, остававшаяся без внимания ученых на протяжении десятилетий, показала, что Альберт Эйнштейн однажды баловался с альтернативой тому, что нам известно как теория Большого Взрыва, предполагающая, что Вселенная расширяется постоянно и непрерывно.

В недавно обнаруженной работе, написанной в 1931 году, упоминается теория, которую почти 20 лет спустя отстаивал британский астрофизик Фред Хойл (Fred Hoyle). Эйнштейн вскоре отказался от этой идеи, но рукопись указывает на его неуверенность в том, что Вселенная появилась в результате одного взрыва.

Первые доказательства Большого Взрыва появились в 1920-х годах, когда американский астроном Эдвин Хаббл (Edwin Hubble) и его коллеги обнаружили, что далекие галактики удаляются, а сам космос расширяется. Это указывало на то, что в прошлом содержание обозреваемой Вселенной представляло собой очень плотный и горячий «первичный бульон». Но начиная с конца 1940-х годов Хойл утверждал, что космос может постоянно расширяться и сохранять свою плотность. Это может быть достигнуто благодаря постоянному добавлению новой материи из элементарных частиц, спонтанно возникающих в космосе. Затем частицы сливаются, образуя галактики и звезды, все должно происходит с такой скоростью, чтобы занять пространство, создаваемое расширяющимся космосом.

Вселенная Хойла всегда бесконечна, поэтому ее размер не изменялся в результате расширения. Она «стационарна».

Недавно обнаруженный документ показывает, что Эйнштейн описывал по существу ту же мысль, но гораздо раньше.

Чтобы плотность оставалась неизменной, должны постоянно формироваться новые частицы материи.

Полагают, что рукопись появилась во время поездки в Калифорнию в 1931 году, отчасти потому что она была написана на американской почтовой бумаге. Она хранилась на самом виду в архиве Альберта Эйнштейна в Иерусалиме и сейчас находится в свободном доступе для просмотра на их сайте, но была ошибочно классифицирована как первый черновик к другой работе Эйнштейна.

Кормак О'Раферти (Cormac O’Raifeartaigh), физик из Технологического института Уотерфорда в Ирландии, говорит, что он «чуть не упал со стула», когда понял, о чем рукопись. Он и его сотрудники опубликовали свои выводы вместе с переводом на английский язык оригинальной немецкой рукописи Эйнштейна на сервере ArXiv, а также представили бумаги Европейскому физическому журналу.

Саймон Миттон (Simon Mitton)Саймон Миттон (Simon Mitton)историк науки, Кембридж, Великобритания; автор биографии «Фред Хойл: жизнь в науке» (Fred Hoyle: A Life in Science)
Это открытие подтверждает, что Хойл не был чудаком.

Сам факт того, что Эйнштейн «играл» со стационарной моделью, мог бы сделать слова Хойла более весомыми, когда он обсуждал этот вопрос с научным сообществом.

Кормак О'Раферти (Cormac ORaifeartaigh физик, Технологический институт Waterford, Ирландия
Если бы только Хойл знал, он бы, конечно, использовал рукопись в свою пользу.
Эйнштейн исправляет ошибку в вычислении

Эйнштейн исправляет ошибку в вычислении.

Хотя модель Хойла была, в конце концов, исключена в результате астрономических наблюдений, она была, по крайней мере, математически последовательной, а уравнения общей теории относительности Эйнштейна могли дать возможный механизм спонтанного зарождения материи.

Неопубликованная рукопись Эйнштейна предполагает, что этот механизм мог возникнуть из его первоначальной теории без изменений. Но затем он понял, что сделал ошибку в расчетах, полагают О'Раферти и его команда. Когда он исправил ее, то, вероятно, решил, что идея неверна и отложил ее в сторону.

Рукопись, вероятно, была «черновиком, переполненным трепетом над идеей, однако вскоре автор понял, что обманывает сам себя», - говорит космолог Джеймс Пиблс (James Peebles) из Принстонского университета в Нью-Джерси.

Других записей Эйнштейна с похожими вычислениями обнаружено не было.

Эксперимент Эйнштейна со стационарной концепцией демонстрирует его неизменное сопротивление идее Большого Взрыва, которую он изначально считал «отвратительной», даже когда другие теоретики представили ее как естественное следствие его общей теории относительности.

(Другие ведущие исследователи, такие как выдающийся астроном из Кембриджа Артур Эддингтон (Arthur Eddington), например, также с подозрением относились к идее Большого взрыва, так как она заключала в себе тайну момента создания).

Когда астрономы обнаружили свидетельства космического расширения, Эйнштейну пришлось отказаться от мыслей о статичной Вселенной.

Хельге Краг (Helge Kragh), историк науки из Орхусского университета в Дании, соглашается.

Хельге Краг (Helge Kragh)Хельге Краг (Helge Kragh)историк науки, Орхусский университет, Дания
Рукопись свидетельствует о том, что даже когда Эйнштейн принял расширение пространства, его все же смущало изменение Вселенной во времени.