ВойтиНовый пользовательЗабыли пароль?
Через соцсети

Математики выяснили, от чего зависят темпы распространения социальных эпидемий в разных странах

3.7kпросмотров
/
Популярное

Психологи давно ломали голову над тем, почему шведы позже начинают и позже бросают курить. И вот математики выяснили почему.

В январе 1964 года Консультативный комитет хирургов США по проблемам курения и здоровья опубликовал эпохальный отчет, предупреждающий о губительном воздействии табака на здоровье. Это был не первый подобный доклад, но он, вероятно, был самым известным, так как привел к глобальной кампании по сокращению уровня курения и связанных с ним смертей.

За прошедшие 50 лет тенденции к курению во всем мире резко изменились. В США число курильщиков достигло своего пика в 1965 году и резко упало с тех пор. Аналогичные тенденции имели место во всех промышленно развитых странах. Но вот любопытная вещь.

В то время как общая картина курения была более или менее схожа (за увеличением следовало снижение), скорость изменения резко отличалась от одной страны к другой. Другими словами, некоторые страны начинали курить и бросать раньше, чем другие.

Возникает вопрос: как поведение в курении распространяется среди населения и почему оно отличается?

курение США ШвецияРост и падение количества курящий в США (обозначено красным) и Швеции (синим) в период с 1920 по 2010 года.

Сегодня у нас есть ответ на этот вопрос благодаря работе Джона Ланга (John Lang) из Университета Ватерлоо в Канаде и пары его приятелей. Эти ребята собрали самое большое из когда-либо рассмотренных количество данных о курении и изучили то, как его популярность связана с типами обществ. Наконец, они создали математическую модель того, как поведение в курении передается через общество.

Борьба с курением, как эпидемия в данном случае, показывает, что происходит. Они говорят, что их результаты могут объяснить скорость изменения в поведении курильщиков в различных промышленно развитых странах. Принципиальная разница связана с уровнем индивидуализма в каждом обществе. Возможно, наиболее ярко эту разницу можно заметить на примере США и Швеции (см. график справа). В 1920 году сравнительно небольшая часть обеих стран курила, менее 10%. В США эта доля резко выросла до чуть менее 40% в 1965 году, а затем снизилась до чуть менее 20% в 2010. С другой стороны, в Швеции число курильщиков достигло максимума на уровне около 30% в начале 70-х, а затем сократилось примерно до 20% в 2010 году. Таким образом, шведы позже начали курить, достигнув своего пика также позже, а затем стали бросать курить медленнее, чем американцы. При этом шведы имели доступ ко всем данным о вреде курения примерно в то же самое время.

Одной из важнейших разниц между шведским и американским обществом является уровень индивидуализма. По сути, это акцент на ценности личности, а не взаимозависимости: индивидуализм против коллективизма. Этот параметр общества был предложен в 1960 году Гертом Хофстеде, голландским социальным психологом, который разработал способы измерения ряда культурных аспектов для сравнения культур. К ним относятся такие параметры, как неприятие неопределенности, сила социальной иерархии, мужественность и женственность и так далее. В 1960-х и 1970-х годах Хофстеде опросил более 100 000 сотрудников IBM, чтобы измерить, как эти параметры варьируются в разных странах по всему миру. И с тех пор его идеи становятся все более популярными.

Хофстеде обнаружил, что общество в таких странах, как США, Великобритания и Австралия, как правило, поддерживают индивидуализм, в то время как общество Швеции, Франции и Японии уделяют гораздо больше внимания коллективизму. Другими словами, в этих странах социальное давление сильнее. Психологи всегда предполагали, что модели поведения меняются быстрее в странах, придерживающихся коллективизма. После появления идеи, давление с целью подчинения означает быстрое ее распространение.

Джон Ланг (John Lang) Университет Ватерлоо, Канада.
Ранее считалось, что механизмы социальной поддержки в коллективистских обществах увеличивают шансы на то, что человек бросит курить.

И наоборот, в странах с подчеркнутым индивидуализмом модели поведения должны меняться медленнее, поскольку там меньше социальное давление. Загадка в том, что данные о курении говорят совершенно противоположное. Швеция позже начала курить и позже бросила. И кажется Ланг и его коллеги поняли, почему. Они создали математическую модель, которая включает в себя эффекты социального давления, позволяющие им имитировать путь распространения поведения в обществах с разным уровнем индивидуализма. Модель показывает, почему Швеция медленнее бросала курить. 

Джон Ланг (John Lang) Университет Ватерлоо, Канада.
Наша модель предполагает, что ... в коллективистских обществах социальная инерция препятствует изменениям больше, чем в индивидуалистических обществах.

С другой стороны, социальные свободы в индивидуалистических обществах позволяют независимо принять решение бросить курить. Это интересный результат со значительными последствиями для политики правительства в области здравоохранения. Он показывает, что различия в культуре влияют на динамику социального распространения процессов измеримым образом. Это важно для разработки стратегии борьбы с курением. 

Джон Ланг (John Lang) Университет Ватерлоо, Канада.
Интервенции, направленные на борьбу с курением должны зависеть от особенностей общества или социальной группы, чья культура зависит от приверженности к коллективизму или, наоборот, индивидуализму.

Более того, поведение курильщиков - лишь один из примеров социально заразного явления. Подход Ланга и его коллег также применим к другим формам передачи культурных ценностей. В целом, этот вид передачи должен привести к замедлению изменения обществ, ориентированных на коллективизм. И эта идея может повлиять на все, от борьбы с наркотиками до исследования соцсетей и маркетингу бургеров с говядиной.

Комментарии
Незарегистрированные пользователи могут оставить комментарий через виджет Вконтакта, Фейсбука или использовать нашу платформу. Ваш выбор мы запомним (в хорошем смысле)
Вконтактик
Фейсбучек
Для членов клуба
ВЫ НЕ МОЖЕТЕ ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ необходимо зарегистрироваться или войти
Яндекс.Метрика