Ученые смогли повернуть старость вспять и омолодили мышей

К ошеломляющим результатам пришли в процессе исследования ученые из Гарвардской медицинской школы.

Дэвид Синклэйр (David Sinclair) в сотрудничестве с коллегами изучали особенности процесса старения и роль клеток в этом процессе.

Ученым удалось выявить определенную взаимосвязь: между старением и скоординированностью работы геномов ядра клетки и ее митохондрий. Оказалось, что нарушение координации между ними приводит к ускорению процесса старения организма. Нарушение координации начинается со снижения уровня фермента никотинамид-аденин-динуклеотида (NAD). Процесс этот кажется неизбежным, поскольку наблюдается с возрастом у всех живых организмов.

Однако ученым удалось «починить» этот механизм, тем самым остановив процесс старения клеток. Результаты исследования они опубликовали в журнале Cell.

Это открытие представляет собой огромную значимость в области медицины, в частности, в изучении сахарного диабета и болезни Альцгеймера.

Ведь всегда считалось, что причиной этих заболеваний является мутации ДНК митохондрий, и процесс этот необратим.

Ученые из Гарварда доказали, что причина кроется вовсе не в мутациях.

Действительно, причиной начала процесса старения клеток являются митохондрии, но дело не в их мутации, а в том, что рано или поздно они оказываются неспособными справляться со своими задачами. Вследствие именно этой причины и возникают известные старческие недуги.

Что касается опытов, проводимых учеными, то их интересовала группа генов под названием сиртуин. Они вывели группу мышей без одного из таких генов (он называется SIRT1). Оказалось, что у этой группы мышей имеются те же признаки старения, что и у «обычных» их собратьев. Но отличие касалось белков: уровни всех белков, кроме тех, которые кодирует ДНК митохондрий, были в норме.

Как выяснили ученые, без фермента НАД белок, который кодируется геном SIRT1, не может контролировать активность молекул, которые отвечают за «считывание» информации ДНК (они называются HIF). В этом случае происходит повышение уровня HIF, что и является причиной раскоординации геномов. С возрастом этот процесс усугубляется и приводит к тому, что клетки не могут производить энергию, что и приводит к старению организма.

Однако группа ученых нашла вещество, которое способно помочь клеткам не стареть: они вывели вещество, превращающееся в клетках в NAD, посредством чего восстанавливает нарушенный механизм координации геномов в клетке.

Для исследования ученые отобрали группу мышей в возрасте 2 лет. В течение недели они давали им выведенное вещество. Спустя неделю они отметили, что мышечная ткань подопытных грызунов стала соответствовать мышечной ткани 6-месячных мышей. Также ученые заметили связь между процессом старения и онкологическими заболеваниями: HIF активизируется и при онкологических заболеваниях.