Как объехать мир на велосипеде?
Несколько советов для тех, кто собирается «покатать на славу!»
Кругосветное велопутешествие? В самом деле? Не откладывая? Это почти 32,186 км исключительно на мускульной тяге водителя. Если вы не передумали насчёт «кругосветки», то вот вам несколько ответов на часто задаваемые вопросы, а также парочку ценных советов в дорогу.
Для тех, кто хочет официально войти в клуб велопутешественников, нужно соответствовать нескольким простым критериям, а также достичь определённых результатов. Следует сказать, что «законодателями мод» в этом деле являются специалисты, работающие над Книгой рекордов Гиннесса. Именно её эксперты устанавливают правила, по которым, кто-то может считаться тем, кто объехал Землю на своих двоих, а кто-то простым неудачником.
Как насчёт Марка Бомонта (Mark Beaumont), шотландского велосипедиста и искателя приключений, который в 2008 году установил новый для того времени рекорд, объехав земной шар за 195 дней. В среднем каждый день он проезжал около 150 км.
В своём недавнем интервью CNN, которое он дал незадолго до начала своего очередного путешествия через всю Африку (от Каира до Кейптауна), он дал несколько советов и разъяснений по этому поводу. Кстати, за африканскими приключениями Марка уже можно следить на его персональном веб-сайте.
Он пояснил, что кругосветное путешествие может происходить по любому маршруту, но должно соответствовать определённым общепризнанным критериям. Вполне вероятно, что вам, собственно, даже не придётся для этого огибать всю Землю. Хотя нет, шучу, всё же придётся. Достаточно просто крутить педалями на протяжении 29,000 км, стартовать и финишировать в одном и том же месте, всегда ехать в одном и том же направлении, пересечь «антиподные» (antipodal points) или, как их ещё называют, «диаметрально противоположные точки» на карте с отклонением, равным не более плюс/минус 2 градуса.
«Антиподные точки - это такие равноудалённые точки, которые расположены на противоположных сторонах земного шара. Их довольно тяжело «свести», но я проехал через Мадрид (Испания) и Веллингтон (Новая Зеландия)», - поделился Марк.
Большинство из таких путешествий, добавляет он, как правило, проходят в направлении с Запада на Восток, потому, что над большинством континентов преобладают западные «преимущественные» ветры умеренного пояса. Думаю, никто из вас не захочет ехать почти 30,000 км лицом против ветра. Что касается маршрута, то это целая комбинация факторов: как далеко велосипедист планирует заехать, что он хочет посетить и увидеть на своём пути, а также то, что является возможным, учитывая постоянно меняющуюся геополитическую ситуацию в различных уголках Земли. За эталон можно взять маршрут Бомонта, который пролегал по территории Испании, Португалии, Франции, Великобритании, Бельгии, Голландии, Германии, Польши, Украины, Румынии, Болгарии, Турции, Ирана, Пакистана, Индии, Таиланда, Малайзии, Сингапура, Австралии, Новой Зеландии, США.
Итоговая величина пробега на велокомпьютере прямо зависит от велосипедиста.
Как говорит Марк, перфекционисты, конечно, захотят во что бы то ни стало проехать всю дистанцию, однако некоторые найдут для себя удовлетворительным более короткое (или длинное) путешествие.
«В 1990-е гг., когда я жил в Австралии, то преодолел около 11,000 км между «южным континентом» и Лондоном. Длинна маршрута была такой «скромной» по двум причинам: во-первых, изначально, это было полу-кругосветное путешествие, а во-вторых, я путешествовал вместе со своей девушкой, что однозначно снижало темп езды. Кстати, потом мы расстались. Что стало причиной разрыва отношений? Знаете, спорт, путешествия, велорекорды забирают слишком много времени и, порой, не могут идти нога в ногу с отношениями. Но не будем об этом», - продолжает Бомонт. - «Кроме того, на длину дистанции повлияли нехватка времени, денег и соображения политического характера. Это означало, что мы совершили перелёт из Нью-Йорка в Нью-Дели, минуя Пакистан и Иран. Несмотря на это, нам всё равно казалось, что это очень длинный путь».
Помимо очевидного фактора расстояния, продолжительность поездки сводится к тому, сколько свободного времени вы имеете, а также сколько средств нужно потратить до и во время путешествия. Тут стоит сказать, что на самом деле, мало кто решиться составить конкуренцию Бомонту или даже побить его персональный «рекорд». Напомню, что Марк обогнул Землю за 195 дней, а мировой рекорд составляет 106 дней и 10 часов. Он принадлежит Алану Бейту (Alan Bate).
Между тем, некоторым людям требуется пару лет, чтобы это сделать. Что касается Марка Бомонта, то его персональное «велоиспытание» заняло около восьми месяцев. Потребовалось немало дней, проведённых в седле своего «алюминиевого коня», чтобы достичь этого результата. Но посреди затяжных серпантинов и долгих трасс также было время насладится тропическими пляжами Юго-Восточной Азии, Гималаями и другими чудесами матушки природы.
Традиционный ответ на это вопрос звучит так: «Это должно быть что-то надёжное и простое одновременно. Что-то со стальной рамой, однако можно выбрать и алюминиевую, чтобы она была достаточно надёжна во время преодоления умеренно и сильно пересечённой местности. Поверьте мне, на самом деле, современные алюминиевые сплавы по прочности ни в чём не уступают стали, зато намного легче её. Что касается навесного оборудования, то тут рекомендуется использовать комплектующие из высшей ценовой категории, которые являются наиболее качественными и выносливыми. Кроме всего, важно сказать, что выбор зависит от самоощущения самого райдера.
Например, я ехал на «лысой» шоссейной резине, использовал жёсткую, фиксированную по ходу вилку на велосипеде, выпущенном ныне несуществующей американской фирмой Klein, которая в своё время славилась качеством своих алюминиевых рам. Я выбрал столь выносливую «лошадку», зная, что впереди меня ожидают такие участки маршрута, как Лаос и Тибет, где не самые лучшие дороги в мире».
Он добавляет, что, модели от производителя под названием Koga, являются не менее надёжным вариантом для «кругосветки». Как и все качественные велосипеды, «кони» этой фирмы стоят недёшево. Например, одна из полностью оборудованных моделей для путешественников из линейки этого бренда сейчас стоит более $3750. Как бы там ни было, Бомонт подчёркивает, что по-настоящему надёжный велик для любого «кругосветчика» - это обязательная и неизбежная статья расходов.
В своё время один британский производитель велосипедов и комплектующих опросил трёх хорошо зарекомендовавших себя велопутешественников, включая Марка Бомонда. Им задали вопрос: какой тип переключения передачи они могли бы порекомендовать? Все сошлись во мнении, что для этих целей оптимально подходит планетарная втулка. К слову, это довольно дорогая, но более надёжная система, нежели традиционный блок задних звёздочек (кассета). Механизм переключения передач в «планетарке» хорошо защищён от внешних воздействий (воды и грязи, например), благодаря чему трансмиссия требует меньше ухода и имеет больший эксплуатационный ресурс по сравнению со схемой с внешним переключением передач.
Что касается шин, то все три велосипедиста рекомендуют шоссейные покрышки от немецкого производителя под названием Schwalbe Marathon Plus. Кроме профессионалов, такие «слики» очень популярны среди жителей городов и пригородной зоны, для которых важно соотношение цены и качества. Более того, они ведь «катают» исключительно по асфальту, а для этого не требуется шипастые велопокрышки.
Опять же, короткий ответ: «Всё зависит от вас».
«Проехав всю Азию, да и вообще, на протяжении всего моего путешествия, я останавливался в дешёвых гостиницах и хостелах, обходясь без палатки до самой Европы. Как правило, вам понадобиться небольшая одноместная и, я бы даже сказал, что очень миниатюрная палатка. Всё необходимое для поездки, я упаковал в две небольшие сумки, которые разместил в задней части велосипеда, в том числе небольшой набор запчастей и инструментов (ремкомплект) для ремонта моего транспортного средства. При выборе навесного «багажника», я рекомендую вам присмотреться к водонепроницаемым сумкам от Ortlieb - настоящей иконы для всех триатлонистов.
Кроме того, вот, что я ещё вам скажу: отправляйтесь налегке, не берите лишнего с собой. Золотое правило во время того, когда вы решаете, что взять с собой - берите меньше, чем вы думаете взять. Потом не пожалеете», - говорит Марк. - «В дороге, рано или поздно, вам придётся тащить всё это в гору и, как ни странно, спустя всего неделю таких мучений, вас непременно посетит мысль найти ближайшее почтовое отделение и отправить что-то назад домой. На самом-то деле, удивительно, как мало нам нужно иметь с собой в поездке».
Как говорит Марк, путешествие обогащает эмоционально и закаляет физически, позволяет увидеть мир и людей, которые живут на том конце Земли.
«На отрезке пути, длинной в 20,000 км между Аляской и Аргентиной, я видел девственные леса Северной Америки, жаркие пустыни и морские побережья, плоские равнины Патагонии и суровый край, известный всем как Огненная Земля. Около месяца я ехал верхом из Лхасы в Катманду, пересекая живописные, и часто устрашающе пустынные перевалы Тибетского нагорья».
Подводя итоги, он добавил: «Только представьте себе, вы несётесь навстречу ветру по незнакомой местности, под вами ваш верный конь, в котором вы уверены на все 100%. Вы бодры и полны сил. Вас ждут новые открытия. Всё зависит только от вас, и только вас. Будьте смелы, открыть для себя новый мир!».