Выявлена ещё одна связь между динозаврами и современными птицами

Китай, динозавтр, история, археология, Выявлена ещё одна связь между динозаврами и современными птицами

Древние рептилии «имели» цветные яйца

Они имели очень прочную скорлупу и особую окраску, чтобы быть незаметными для хищников.

• Учёные из Рейнского Боннского университета Фридриха Вильгельма исследовали яйца динозавров.
  • Возраст окаменелостей составляет около 66 млн лет.
  • Вероятно, они принадлежали овираптору - «китайскому пернатому ящеру», также известному как Heyuannia huangi.
  • Было выявлено, что в «доисторической скорлупе» содержатся те же пигменты, что и в яйцах современных птиц.
  • Тип пигментов в скорлупе указывают на то, что яйца этого вида могли быть сине-зелёного цвета.
  • Можно предположить, что особая раскраска могла помогать динозаврам маскировать свою кладку в открытых гнёздах. Из этого следует, что овираптор, скажем так, «заботился о своих яйцах».
  • Наличие такого инстинкта, делает его близким родственником современных птиц.

Прежде учёные полагали, что ранние птицы, а также динозавры, от которых эволюционировали все современные пернатые, несли яйца  исключительно с белой скорлупой. Но теперь эксперты склонны считать, что некоторые виды «ужасных ящеров» имели сине-зелёную оболочку того, что является главным ингредиентом любой яичницы. Недавнее исследование может помочь объяснить, почему такие современные птицы, как «воробьинообразные» зарянки или «страусоподобные» эму откладывают «цветные яйца», а также пролить свет на поведение динозавров во время высиживания ими потомства.

Важно отметить, что это первое настолько подробное исследование, проведённое палеонтологами в рамках изучения именно этого аспекта жизнедеятельности протопернатых. С большой долей вероятности, научный мир предполагал, какой цвет кожи, перьев или чешуи у динозавров, но несмотря на значительный массив археологических данных, накопленный в течение последних десятилетий, долгое время учёные ничего не знали о том, какого цвета на самом деле были их яйца. Дело в том, что вещества, придающие цвет живым организмам, быстро разрушаются после их смерти и последующего окаменения останков.

Тем не менее, им на помощь пришёл наиболее древний вид современных птиц - Dromaius novaehollandiae или просто эму. Как и его древние предки, это семейство австралийских пернатых эндемиков, откладывает «не скучного цвета» яйца. Как показал химический анализ, тёмно-бирюзовый цвет скорлупе их «кокочек» придаёт особый фермент. Это навело «мозголомов от палеонтологии» на мысль, что нечто похожее могло быть под «задом» и у китайского овираптора.

альт Heyuannia huangi в представлении художника.

Как рассказал доктор Марк Хаубер (Mark Hauber) из Хантерского колледжа, химический анализ скорлупы выявил в ней два пигмента: биливердин (biliverdin ) и протопорфирин (protoporphyrin). «Смешиваясь» друг с другом, они образуют что-то «своё»: первый придаёт яйцу зелёный оттенок, а протопорфирины откладываются в скорлупе яиц некоторых птиц в виде коричневого или красного пигмента. Последний делает скорлупу прочнее и накапливается в яйцах со слишком тонкими стенками из-за недостатка в них магния. Пятнистость обычно увеличивается с уменьшением содержания кальция в местных почвах, и особенно высока у последних яиц в кладке.

Его немецкие коллеги из Боннского университета утверждают, что похожие процессы могли быть свойственны также и динозаврам. Для исследования представленных образцов, команда учёных использовала масс-спектрометрию (ESI mass spectrometry) в сочетании с методом хроматографического анализа (chromatographic separation). Так, в статье, опубликованной в журнале PeerJ утверждается, что уровень пигментации скорлупы коррелирует (соотносится) с типами гнёзд у птиц. Думаю, не прогадаете, если предположите, что среди «доисторических тварей» было распространено что-то похожее. Мартин Сандер (Martin Sander), руководитель работ, изучил несколько образцов, возраст которых составляет около 66 млн лет. Они были обнаружены в трёх разных гнездовьях на территории Китая. Все кладки принадлежали овирапторам.

Окаменевшие кости «крылатого ящера» впервые были обнаружены в Поднебесной. По всей видимости, он имел оперение на голове, редуцированные «карликовые» крылья, и пышный хвост. Вероятно, от этого вида произошли многие современные птицы. Как думают палеонтологи, основываясь на археологических свидетельствах, возможно, овирапторы присматривали за своим потомством, которое находилось в открытых гнёздах. Тем самым, рептилии проявляли родительский инстинкт, что свойственно высокоорганизованным существам, в том числе, современным птицам.

Рождение птенцов эму (Dromaius novaehollandiae)

Таким образом, в совокупности полученные данные свидетельствуют о том, что яйца овирапторов были пигментированы в голубовато-зелёный цвет. Мартин Сандер полагает, что такое сходство может отражать в том числе похожесть в образе жизни древних протоптиц и современных пернатых. Как и большинство современных птиц, китайские динозавры высиживали яйца в открытых гнёздах, а не закапывали их в землю, как это делают черепахи или крокодилы.

Кладка Зарянки (Erithacus rubecula)

Цветные яйца имеют ряд преимуществ перед простыми белыми: они менее заметны для хищников, так что родитель может на какое-то время отлучиться от гнезда в поисках пропитания. Также специфическая окраска может помочь родителям опознать свои яйца. Это необходимо для того, чтобы представители другого вида не подбросили своё яйцо в гнездо незаметно, так, например, поступают современные кукушки.