ВойтиНовый пользовательЗабыли пароль?
Через соцсети

Карта, а не территория: Apple и конец скевоморфизма

7.8kпросмотров
/
скевоморфизм, Apple, дизайн, интерфейс, Карта, а не территория: Apple и конец скевоморфизма

Искусственное дерево и сукно – это отличительная черта дизайна Apple. Но философия скевоморфизма, согласно последним заявлениям разработчиков, себя изжила.

Популярное

Специалист по компьютерным наукам Марк Вайзер в спецвыпуске журнала «Scientific American» за 1991 год говорил, что «проблема интеграции компьютеров в естественную среду обитания человека отходит на второй план». Речь шла, конечно, не о дизайне интерфейса, замечание Вайзера касалось компьютерных расчётов – важных, но необязательных элементов жизнедеятельности человека.

Итак, когда вначале этого месяца Apple на конференции разработчиков WWDC в Сан-Франциско объявил о конце скевоморфизма (использования в качестве элементов дизайна объектов и текстур из реального мира) в iOS, это стало новым словом во взаимодействии компьютера с человеком.

В записанной командами TechCrunch и Motherboard речи Крейга Федериги (старшего вице-президента по программному обеспечению iOS) прослеживалось довольно пренебрежительное отношение к таким привычным для нас объектам: матовому хрому, шагреневой коже, зелёному сукну и жёлтой линованной бумаге. Федериги не пытался скрыть своё презрение к точке зрения своего предшественника Скотта Форсталла: «Посмотри! Это всё морально устарело, даже без всяких тканей и плетения!»

xerox первый компьютерРабочая станция Xerox Star Workstation, разработанная PARC, представляет первый коммерческий пользовательский графический интерфейс.
Идея о том, что компьютерный интерфейс должен воссоздавать картину привычного для нас мира – это вопрос не столько эстетический, сколько практический.

Визуальная схема, напоминающая о том, что компьютеры являются частью реальности, помогают ориентироваться в программах, делают их знакомыми для непосвящённого пользователя. Именно благодаря этой идее программный код «нарядили» в интуитивно понятную для обычного человека оболочку.

Первые шаги навстречу удобству и красоте сделали в Стенфорде и, чуть позже, в компании Xerox PARC (научно-исследовательском центре Xerox), где разработали систему «окон», активно использующуюся и по сей день. Вообще, PARC-у стоит быть благодарным не только за «окна», но и за иконки, флажки и мышь (утверждается, что она обрела популярность после того, как Стив Джобс в 1979 году посетил PARC).

Почему же Apple решил отойти от Форсталловской скевоморфной школы проектирования операционных систем? По их мнению, идея того, что компьютерные объекты должны действовать по правилам физического мира, является провальной. Но под раздачу попала, почему-то, не самая важная часть этой идеи. Да, конечно, эру Форсталла, воплотившую в iOS всё это зелёное сукно, брутальную кожу и блокноты-липучки, можно возненавидеть. Хотя бы за эти вот шрифты, которые были использованы в приложении-блокноте. До сих пор загадка, как Джобс дал на них добро, если учесть его исключительную типографическую привередливость?

Но вместо того, чтобы предать анафеме всю идею использования обычных материалов в качестве графических объектов, Apple стоит найти более интересные скевоморфные альтернативы. В конце концов, желание взять и уничтожить краеугольный камень компьютерной визуализации попахивает не столько прогрессивностью, сколько высокомерием.

Веб-сайт ресторана State Bird Provisions из Сан-Франциско, который Фондом Джеймса Берда был недавно назван Лучшим Новым Рестораном. За классический скевоморфный дизайн фона (в виде искусственного холста) он был похвален и сайтом-путеводителем Bon Appetit.
Вообще, скевоморфизм возник раньше, чем компьютеры – этот термин употреблялся ещё в 19 веке. В соответствии с этим направлением, эстетический дизайн выполняет исключительно рудиментарные функции.

Недавно в журнале «The Economist» был опубликован пример Дэна О’Хары (специалист по компьютерным наукам): «Заирские кувшины ручной работы, сделанные в подражание традиционной посуде, имеют обычно ручки, сделанные из шнура». Но если учесть современные направления в искусстве, то рудиментарные функции – вещь довольно полезная.

Путеводными звёздами американского искусства, например, от Сан-Франциско до Бруклина, являются исключительный эстетизм и чувственность. Так уж исторически сложилось. Аккуратные или не очень, но старые добрые шрифты с причудливыми викторианскими вензелями и полюбившиеся нам материалы задают тон во всём: в искусстве, строительстве и во всей остальной изобразительной культуре. И неважно, что там происходит в Музее Современного Искусства или Новом Музее – там, скорее, ориентируются на эпатаж и на реакцию окружающих.

iOS скевоморфизм

Да, нельзя сказать, что приятные визуальные подсказки – это вещь незаменимая. Но всё же все эти вещи на подсознательном уровне заставляют нас чувствовать уют и комфорт. Конечно, взаимодействие «Человек-машина» выстраивать исключительно по этим принципам не стоит. Но почему бы не признать, что постоянно меняющиеся интерфейсы могут внести путаницу и в без того постоянно усложняющиеся отношения пользователя и операционной системы? «Всё равно компьютер всегда будет существовать со ссылкой на тот старый, привычный мир» – как заметил в вышеупомянутой статье Марк Вайзер. В отличие от виртуальной реальности, «компьютерный дизайн должен строить карту, а не территорию».

И эта мысль не нова. Ванневар Буш, инженер, изобретатель и теоретик эпохи ранней механизации, поднимал эту самую тему в литературном журнале «The Atlantic Monthly» ещё в 1945 году, заметив: «Наш язык не очень-то приспособлен к механизмам такого рода».

Комментарии
Незарегистрированные пользователи могут оставить комментарий через виджет Вконтакта, Фейсбука или использовать нашу платформу. Ваш выбор мы запомним (в хорошем смысле)
Вконтактик
Фейсбучек
Для членов клуба
ВЫ НЕ МОЖЕТЕ ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ необходимо зарегистрироваться или войти
Яндекс.Метрика