Радиосигналы, исходящие от Земли могут спасти планету от космической радиации

Прекрасное рядом

Нынешняя атмосфера Земли уже совсем не та, какой была во времена, предшествовавшие промышленной революции.

На днях в научном журнале «Space Science Reviews» опубликовали статью, авторы которой утверждают, что по мере развития радиотехнологий и, как следствие, повсеместного распространения радиоаппаратуры, которая излучает радиосигналы, изменилось то, как верхний слой атмосферы взаимодействует с радиационными поясами Ван Аллена.

По сути, радиоволны опоясывают земной шар, подобно одеялу, защищая его от смертоносной космической радиации.

Радиоактивные пояса Ван Аллена - это зоны, где высокоэнергетические частицы, выброшенные Солнцем, соприкасаются с магнитосферой Земли, образуя пояс, который окружает Землю.

Пояса делятся на внутренние (находятся непосредственно возле Земли) и внешние (расположены в пределах Солнечной системы).

Если потоки заряженных частиц изменят свое течение, то эти высокоэнергетические «крошки» поджарят всё электрооборудование на нашей планете и её орбите.

Как говорит Филл Эрикссон, изучающий физику космической плазмы в Массачусетском университете: «По данным, которые удалось получить с космических спутников (экранированных от воздействия радиации), последние полвека наблюдается уменьшение колебания магнитного поля Земли, а также замедление его сокращения, которые вызываются солнечными ветрами».

По словам ученых, это происходит из-за активного развития электротехники на Земле, в частности на процесс влияет работа низкочастотных радиопередатчиков, которые используются для связи и навигации как военными, так и гражданскими судами всех типов.

Согласно докладу, опубликованному в журнале «Спейс Саинс Ревю», статистика последних десятилетий показывает, что радиационные пояса Земли смещаются дальше от внешних слоев атмосферы нашей планеты.

Даже, когда в 2015 году случилась очень сильная солнечная буря, радиационные пояса остались на своем месте.

Вероятно, это связано с тем, что радиомагнитное излучение, генерируемое в результате техногенной деятельности человека, встречает солнечный ветер далеко на подступах к радиационным поясам Ван Аллена, прежде чем активные частицы будут захвачены магнитосферой планеты.

Впрочем, низкочастотные радиосигналы не обладают достаточной энергией, чтобы отражать более мощные солнечные выбросы протонов, поэтому не могут защитить от последствий, вызванных сильными солнечными бурями.

Несмотря на это, результаты исследования оказались настолько убедительными для чиновников из правительства США, что они планируют в конце этого года запустить спутник на орбиту.

С его помощью ученые надеются лучше узнать, способно ли электромагнитное излучение, испускаемое, например, микроволновкой, остановить поток солнечной радиации.

Если догадки ученых подтвердятся, то будущая экспедиция на Марс - это космические аппараты, оборудованные излучателями низкочастотных радиосигналов для того, чтобы уменьшить воздействие межзвездной радиации.