Ученые могут создать установку, превращающую свет в материю

Коллайдер, эксперимент, свет, материя, Ученые могут создать установку, превращающую свет в материю

80 лет назад Джоном Уилером и Грегори Бейтом была выдвинута теория рождения позитрон-электронной пары, согласно которой свет при определенных условиях может превращаться в материю. Эта идея базировалась на специальной теории относительности Эйнштейна. Сейчас группа ученых из Имперского колледжа Лондона предлагает экспериментально проверить такую возможность.

В эксперименте должны участвовать фотоны — не имеющие массы частицы, существующие лишь при условии движения со скоростью света — которые будут сталкиваться в специальном коллайдере. В прошлом было доказано, что такой метод работает для частиц, имеющих очень малую массу, но технических возможностей столкнуть два фотона не было. Сейчас исследователи утверждают, что создание коллайдера, сталкивающего фотоны стало возможным.

«Пока теоретическая, но доступная с существующими технологиями [возможность]», пишут ученые в статье, опубликованной научным журналом Nature Photonics

«Фотонно-фотонный коллайдер» будет работать за счет направления пучка высокоэнергетических фотонов в поле фотонов, излучаемых абсолютно черным телом. Авторы статьи под руководством Оливера Пайка, аспиранта исследовательской группы физики плазмы, считают, что при столкновении фотонов часть энергии преобразуется в материю, в частности в электроны и позитроны.

Происходящее внутри такого коллайдера описано знаменитой формулой Энштейна E=mc² (энергия равна произведению массы на квадрат скорости света) более ста лет назад. Достаточное количество безмассовых частиц, имеющих скорость света — очень много таких частиц — может превращаться в материю.

На практическом применении этой формулы основана вся атомная промышленность и ядерное оружие — в этих случаях материя переходит в энергию

Ученые Имперского колледжа Лондона предлагают смоделировать обратную ситуацию, чтобы энергия стала материей. Внутри коллайдера будет поддерживаться вакуум, исключающий пребывание внутри установки каких-либо электронов, чтобы фотоны столкнулись в абсолютно пустом пространстве. Чтобы добиться этого, исследователи предлагают бомбардировать электронами золотую пластину, которая будет посылать высокоэнергетические фотоны в сторону радиационной камеры, при этом электроны, которые могут проходиться сквозь пластину будут отфильтровываться с помощью магнитного поля.

Ученые не говорят, собираются ли они в действительности строить такой коллайдер, но отмечают, что его создание будет достаточно легким делом.