Обнаружена самая древняя из известных планет, на которой может быть жизнь

Астрономы, кажется, обнаружили самую старую из известных нам планет, которая может поддерживать жизнь, и она всего «в двух шагах» от Земли.

потенциально обитаемая планета Каптейн Б,Художественно представление потенциально обитаемой планеты Каптейн Б, на фоне шарового скопления Омега Центавра. Считается, что Омега Центавра – это ядро, которое осталось от карликовой галактики, слившейся с нашей миллиарды лет назад.

Недавно обнаруженному кандидату в экзопланеты Каптейну Б, который находится всего в 13 световых лет от Земли, около 11,5 млрд. лет. Он в 2,5 раза старше Земли и всего на 2 млрд лет (или около того) моложе самой Вселенной, которая появилась в результате Большого взрыва 13,8 млрд лет назад.

Гиллем Англада-Эскюде (Guillem Anglada-Escude)Гиллем Англада-Эскюде (Guillem Anglada-Escude)Лондонский университет королевы Марии
Становится интересно, какая форма жизни могла развиться на этой планете за такое долгое время.

Англада-Эскюде имел в виду Каптейн Б и его сестру Каптейн С, которые вращаются вокруг красного карлика-звезды Каптейна. Но только Каптейн Б, «суперЗемля», которая в пять раз больше нашей планеты, может быть потенциально обитаемой, Каптейн С, судя по всему, слишком холодный.

Астрономы заметили обе планеты, зафиксировав едва уловимые колебания гравитационного напряжения, вызванного звездой. Это напряжение привело к смещению света звезды, который был впервые обнаружен с помощью спектрометра HARPS в обсерватории Ла Силла в Европейской южной обсерватории в Чили. Дальнейшие наблюдения двух других спектрометров, HIRES в обсерватории Кека на Гавайях и прибора PFS на телескопе Магеллан II в Чили, подтвердили находку. Команда не ожидала найти потенциально обитаемый мир около звезды Каптейна, которая на две трети меньше Солнца, она расположена так близко к Земле, что ее можно увидеть в любительский телескоп в южном созвездии Живописец.

Мы были удивлены, обнаружив планету, вращающуюся вокруг звезды Каптейна. Предыдущие данные показали изменчивость, поэтому мы искали планеты с очень коротким периодом, когда появлялись новые яркие сигналы.

Каптейн Б лежит в обитаемой зоне звезды, здесь на поверхности планеты может быть жидкая вода, а значит, и жизнь, какую мы ее знаем. Экзопланета делает круг вокруг звезды за 48 дней. Более холодный Каптейн С - за 121 день. Интригу привносит необычная история системы Каптейн. Изначально звезда находилась в карликовой галактике, которую поглотил и разрушил Млечный путь. В результате звезда Каптейна и ее планеты были выброшены на эллиптическую орбиту в галактическом «ореоле», области, окружающей диск Млечного пути. Остатки карликовой галактики, вероятно, находятся в Омеге Центавра, шаровом скоплении, находящемся на расстоянии около 16 000 световых лет от Земли, в ней тысячи звезд, которым примерно 11,5 млрд лет.

Тот факт, что планетарная система выжила после всех этих событий, удивляет. Открытие массивных планет-«суперЗемель» вокруг ореола звезд содержит важную информацию о процессах планетообразования в первые дни Млечного Пути.

Новое открытие может помочь в поиске инопланетной жизни по всей галактике, говорят исследователи.

Ричард Нельсон (Richard Nelson)Ричард Нельсон (Richard Nelson)Лондонский университет королевы Марии
Возможно, около близлежащих звезд будет найдено множество потенциально обитаемых миров с помощью таких наземных и космических обсерваторий, как миссия PLATO ЕКА. Пока мы не обнаружим их, свойства и потенциальная обитаемость ближайших планетарных систем останутся для нас загадкой.