Вещи, на которые лучше всего смотреть из космоса

В последние годы космонавты выяснили, что искать из космоса Великую китайскую стену — это плохая идея. Она очень узкая и сливается с окружающим ее ландшафтом. Но на Земле еще много вещей, которые лучше всего можно увидеть с орбиты МКС

Рудники, разрабатываемые открытым способом

Открытые рудники — это огромные карьеры, в которые добывают урановую руду, золото и медь. Все начинается с небольшого углубления, которое расширяется по мере того, как жила с рудой уходит под землю. Часто эти рудники становятся заметны из космоса наравне с озерами и горами.

Советский (ныне закрытый) алмазный рудник «Мир» достиг таких размеров, что его территория была объявлена бесполетной зоной. Шахта глубиной 523 метра и шириной 1200 метров создавала такой сильный нисходящий поток воздуха, что туда начали падать вертолеты. А самый большой подобный рудник в мире расположен в США, в штате Юта. Шахта Кеннекотт имеет диаметр 4400 метров и глубину 1200 метров. Это ее фотография, сделанная с борта МКС.

Смена времен года

Те, кто находится на орбите достаточно долго, могут видеть как времена года сменяют друг друга. Благодаря их фотографиям, на это можем посмотреть и мы. Когда снимки, сделанные в разное время, объединяются вместе в анимации, получается величественная картина, состоящая из тающих и вновь крепнущих полярных льдов, дождливых и засушливых сезонов в тропиках, увядающей и вновь расцветающей растительности по всему миру.

Одна из самых интересных картин — динамика арктического льда. Льды Арктики занимают зимой до 15 миллионов квадратных километров, а летом уменьшаются вдвое. Антарктида теряет почти весь лед — зимой его площадь достигает 18 миллионов квадратных километров, а летом сокращается до 3.

Лесные пожары

Для тех, кто живет в пожароопасной зоне, лесные пожары не новость. Это настоящие ад, который может распространяться на сотни километров, накрывая огромные площади дымом и пеплом. Это фотография из космоса, сделанная во время Кедрового пожара на юге Калифорнии в 2003 году.

Во время пожара было выжжено почти 2500 квадратных километров, погибли 15 человек. У НАСА есть целая коллекция подобных снимков. Один из самых интересных — сотни одновременных столбов дыма над Африкой. Но их причиной были не случайности, а деятельность местных фермеров, освобождающих себе место для полей по технологии подсечно-огневого земледелия.

Извержения вулканов

Ежегодно на планете происходит от 50 до 60 извержений вулканов, так что космонавтам они кажутся обыденным зрелищем. Иногда светящаяся магма из жерла вулкана достигает стратосферы.

Один из самых беспокойных вулканов в мире — вулкан Сарычева на Курильской гряде (на иллюстрации). С 1946 года он извергался 8 раз. Высокой активностью отличаются итальянские Этна и Стромболи, а также гора Ясур в Вануату.

Цветение фитопланктона

Фитопланктон представляет собой микроскопические водоросли, которые могут создавать на поверхности океана огромные колонии. Цветущий фитопланктон может занимать сотник квадратных километров, а океанические течения придают ему причудливую форму. Фитопланктон служит пищей для разнообразных морских животных и активно поглощает углекислый газ. Примерно треть углекислого газа, появляющегося в результате деятельности человека, утилизируется колониями мельчайших водорослей.

Этот снимок был сделан спутником Terra в 2010 году у берегов Ирландии. Предполагается, что такому буйному цветению способствовало извержение исландского вулкана Эйяфьятлайокудль, благодаря которому в морскую воду попало большое количество железа и других микроэлементов, способствующих росту фитопланктона.

Граница между Индией и Пакистаном

Отношения между Индией и Пакистаном всегда остаются напряженными, временами приближаясь к военному противостоянию. Граница между государствами ночью видна из космоса — она освещается прожекторами на протяжении всех 2900 километров.

Теракты 11 сентября

Единственным американцем, находившимся 11 сентября 2001 года за пределами нашей планеты, был Фрэнк Кульберсон. Он сфотографировал Нью-Йорк в день террористической атаки. Позже ученые установили, что шлейф от руин Всемирного торгового центра имел длину около 73 километров и поднялся на высоту 1500 метров. Он состоял из частиц асбеста, гипса, цемента, стекловолокна и свинца.

Исчезновение лесов

Иногда взгляд с высоту помогает нам лучше осознать масштаб проблемы. Динамика исчезновения лесов с лица нашей планеты удручает: скоро мы можем остаться в пустыне.

Снимки, сделанные со спутника Landsat 1 в 2000-2012 годах, показывают как быстро исчезали леса в бассейне Амазонки. С 1980 года и до наших дней амазонская сельва потеряла 360 тысяч квадратных километров леса.

Пыльные бури

Для возникновения пыльной бури нужны три фактора: сухая погода, ветер и пыль (много-много пыли или песка). Бури бывают видны даже из космоса. Особенно часто они происходят у берегов Африки и Китая, где их возникновению помогают пассаты.

Пыльные бури очень зрелищны, но наносят сильный ущерб местностям, в которых происходят. Определенно, на них лучше смотреть с орбиты МКС.

Границы между богатыми и бедными странами

Лучше всего уровень жизни можно определить по уровню потребления электроэнергии в стране. Чем лучше живут граждане государства, тем светлее там ночью.

На этой иллюстрации вы видите снимок ночной Северной Кореи из космоса. Ну, как видите. Вот это продолговатое темное пятно между Южной Кореей и Китаем и есть Северная Корея.