На Европе обнаружены паровые гейзеры

Европа, покрытый льдом спутник Юпитера, уже долгое время интересующая как ученых, так и писателей-фантастов, стала еще более притягательной.

Данные, собранные космическим телескопом Hubble, показали, что струи водяного пара сотни километров высотой, вероятно берущие свое начало в подземном океане, с силой вырываются из южного полюса луны. Это явление похоже на брызги ледяных частиц, найденных на луне Сатурна Энцеладе почти десять лет назад.

паровые гейзеры на спутнике Юпитера Европе

Паровые гейзеры пару сотен километров в высоту и скоростью, возможно, превышающей скорость звука, периодически вырываются из недр Европы, одного из покрытых льдом спутников Юпитера, в южных полярных регионах.

Лоренц Рот (Lorenz Roth)планетарный астроном из Юго-Западного исследовательского института в Сан-Антонио, Техас
Атомы кислорода и водорода испускают или поглощают волны ультрафиолетового света определенной длины. Если эти признаки появляются в свете от удаленного объекта, это может говорить о том, что здесь может присутствовать водяной пар

Так, в конце 2012 года, в надежде обнаружить струи пара он и его коллеги использовали космический телескоп Hubble для наблюдения за Европой в ультрафиолетовом свете.

Кислород присутствует в разреженной атмосфере спутника, его повышенная концентрация была замечена в пространстве над южном полушарием луны

В ходе наблюдения команда заметила выбросы водорода (на длине волны в 121,6 нм) в этом же районе. Так как поверхность спутника покрыта льдом , наиболее четкие изображения предполагаемых гейзеров приходили на фоне космоса, а не самого спутника.

вода на Европе Юпитер спутник

На изображение показано, в каком именно районе были обнаружены выбросы водяного пара на спутнике

Этот поток водорода, который, по-видимому, продолжался не более 7 часов, вырвался из Европы, когда она была в самой дальней точке от Юпитера, сообщили исследователи сегодня в Сан-Франциско на осенней встрече Американского геофизического союза. Периодические и коротковременные струи водяного пара, возможно, 200 километров в высоту, стали наиболее подходящим объяснением всего увиденного, утверждают исследователи.

Орбитальные сроки гейзеров, вероятно, не случайны, так же как и на Энцеладе

Наиболее обильные ледяные «выхлопы» были зафиксированы, когда Энцелад также находился в самой дальней точке своей орбиты от Сатурна. Скорее всего, предположили ученые, приливная сила, появляющаяся на ледяной поверхности луны, приводит к появлению разломов на полюсах, которые становятся шире в период, когда спутник находится далеко от родительской планеты. В остальное время они как бы закрываются.

Пока не ясно, являются ли струи гейзера результатом трения расколотого льда, или они представляют собой водяной пар из недр океана в глубине Европы.
Джеффри Коллинз (Geoffrey Collins)Джеффри Коллинз (Geoffrey Collins)планетарный ученый из Уитон колледжа в Нортоне, Массачусетс
Новое открытие «очень интересно». Я не уверен, что это исследование полностью объясняет происхождение гейзеров на Европе, наверняка это явление вдохновит ученых на новую работу. Если струи реальны, то это означает, что Энцелад не единственная ледяная луна, на которой происходят подобные вещи... Сходство между Европой и южным полюсом Энцелады меня всегда поражало, так что нет ничего удивительно в том, что на них происходят похожие явления

Кристоф Сотин, планетарный ученый из Лаборатории реактивного движения NASA в Пасадене, Калифорния, называет новые результаты «весьма убедительными». Но важно отметить, что было зафиксировано присутствие отдельных атомов водорода и кислорода. Необходимо также установить, что они представляют собой соединения водяного пара или аналогичного вещества.

Если струи пара на Европе подтвердятся, «это изменит набор инструментов на зондах, которые будут изучать спутник в будущем», продолжает Сотин . В частности, датчики для анализа химического состава струй как удаленно, так и путем отбора проб материала. Эти данные могут обеспечить четкое видение химических процессов, происходящих на или глубоко под ледяной поверхностью Европы.