Уникальные способности стволовых клеток обусловлены древним вирусом

стволовые клетки, вирус, медицина, Уникальные способности стволовых клеток обусловлены древним вирусом

Эмбриональные стволовые клетки, превращающиеся в любые специализированные клетки, основной материал для создания наших органов, возможно, приобрели свои способности благодаря древнему вирусу, который миллионы лет назад скопировал себя в структуру человеческой ДНК.

Новое исследование, опубликованное в Nature Structural & Molecular Biology, предлагает новый взгляд на проблему плюрипотентности, способности стволовых клеток превращаться в другие типы клеток. По утверждению авторов, полученные результаты доказывают, что ключевую роль в этой способности играет человеческий эндогенный ретровирус подсемейства H (HERV-H).

Ретровирус встраивается в клетку-хозяина, которая после этого начинает производить новые копии ретровируса. Когда они заражают сперму или яйцеклетку, ретровирус может передаться потомкам.

Утверждается, что человеческая ДНК состоит из таких ретровирусов на 8%.

В ходе исследования ученые анализировали HERV-H с фрагментами макромолекул рибонуклеиновой кислоты, чтобы увидеть, как он работает в нетипичном для себя режиме.

Выяснилось, что в результате эксперимента клетки перестали создавать белки, обеспечивающие плюрипотентность. В связи с этим National Geographic замечает, что в других организмах (не в семействе приматов), плюрипотентность появилась без участия HERV-H. Исследование заставляет предположить, что в редких случаях взаимодействие с вирусом позволяет ДНК эволюционировать эффективнее.

Один из авторов работы, Гийом Бурк из Университета МакГилл, говорит, что такой тип эволюции гораздо эффективнее случайных мутаций, пишет The Verge. Как сообщается, новое открытие может привести к созданию более эффективных способов лечения болезни Паркинсона, диабета и рассеянного склероза.