Телескоп WISE обнаружил процесс создания сверхмассивной черной дыры

Принадлежащий NASA инфракрасный космический телескоп WISE, работающий на орбите Земли с 2009 года, помог астрономам обнаружить абсолютно уникальный процесс – слияние двух массивных черных дыр.

Широкоугольный инфракрасный обзорный исследователь WISE NASAWide-Field Infrared Survey Explorer, или WISE (Широкоугольный инфракрасный обзорный исследователь) — телескоп NASA, запущенный 14 декабря 2009 года для получения обзора всего неба в ИК-диапазоне. Задачей WISE является полный обзор неба в четырёх ИК-диапазонах в поисках объектов: ультраяркие инфракрасные галактики, коричневые карлики, астероиды и кометы, сближающиеся с Землёй.

Обе черные дыры находятся в центре далекой галактики и их существование, разумеется, подтвердилось только путем сложнейших математических расчетов.

Черной дырой ученые называют не объект, а область с собственной гравитацией – настолько огромной, что преодолеть ее силу не может даже свет. Черные дыры образуются при сжатии тел до критической точки, условием которой является равенство физического радиуса этого тела с его гравитационным радиусом. В свою очередь, сверхмассивными черные дыры могут стать, поглощая материю из окружающего космоса либо при слиянии двух и более черных дыр.

Изучив данные телескопа, ученым удалось смоделировать происходящие в незнакомой галактике процессы. И практически сразу стало понятно, что поведение звезд и туманностей в этой галактике существенно отличается от привычного.

Вначале ученые решили, что они наткнулись на галактику, в которой по неизвестным причинам звезды рождаются значительно быстрее, чем в других.

Но после изучения всей переданной телескопом информации стало понятно, что в галактике наблюдается завершающий этап процесса слияния двух черных дыр.

Согласно современной теории, сверхмассивные черные дыры есть в центре каждой большой галактики. Однако процесс слияния двух черных дыр ученым удалось запечатлеть впервые.

Слияние начинается с медленного вращения объектов вокруг друг друга на расстоянии примерно нескольких тысяч световых лет. Вращаясь, черные дыры сближаются до того момента, пока расстояние между ними не составит несколько световых лет.

Такие близко находящиеся пары слишком малы для того, чтобы их различить даже в самый мощный телескоп. Сейчас есть лишь несколько кандидатов, все – относительно недалеко от Земли. Новый кандидат WISE J233237.05-505643.5 находится от нашей планеты значительно дальше – в 3,8 миллиарда световых лет.

Сверхмассивные черные дыры в центрах галактик обычно имеют ровные джеты, однако зигзагообразный вид струи зафиксировали и телескопы в Австралии и Чили. Все это говорит о том, что ученые действительно могли обнаружить пару вращающихся вокруг друг друга черных дыр на близком расстоянии.

Астрономы ожидают, что завершение процесса слияния станет толчком для образования гравитационных волн огромной мощности. Исследованиями этих волн и займутся ученые.