Загадочная звезда хранит в своем ядре нейтронную звезду

Астрономы обнаружили кандидата на звание «Объекта Торна-Житков», гибрида звезды, теория о которой возникла почти 40 лет назад.

красный гигант и нейтронная звездаОбъект Торна-Житков может сформироваться, если красный гигант проглотит нейтронную звезду (справа)

Астрономы утверждают, что впервые обнаружили столь долгожданный пример космического чуда: раздутую умирающую звезду с «сюрпризом» внутри, сверхплотной нейтронной звездой.

Такие объекты (объекты Торна-Житков) теоретически возможны, но их существование изменит понимание учеными процесса питания звезд. Теория об объектах Торна-Житков впервые была предложена в 1975 году, исследователи несколько раз представляли потенциальных кандидатов, но ни один их них проверку не прошел.

В недавней работе, появившейся 6 января на заседании Американского астрономического общества, внимание сконцентрировано на красной сверхгигантской звезде в Малом Магеллановом Облаке, соседней с Млечным Путем галактике. Звезда богата литием, рубидием и молибденом. Высокая концентрация этих элементов, как полагают, является отличительной особенностью объектов Торна-Житков, которые горят благодаря необычному ядерному синтезу.

Эмили Левеск (Emily Levesque)Эмили Левеск (Emily Levesque)астроном, университет Колорадо в Боулдере
То, что мы обнаружили, является наиболее убедительными данными, полученными из наблюдений за этой моделью звездной структуры

Левеск, руководившая наблюдениями за 22 красными сверхгигантами с помощью телескопов Magellan в Чили, пока не называет звезду, так как результаты еще не опубликованы в научном журнале.

Теория формирования

Теоретики представили несколько способов возможного возникновения объектов Торна-Житков, но наиболее вероятным стал вариант, когда красный гигант поглощает орбитальную нейтронную звезду. В Млечном Пути их может быть около десятка, говорит Филипп Подcядловский (Philipp Podsiadlowski), астрофизик из Оксфордского университета. Наличие нейтронной звезды («трупа» обычной звезды, оставленный сверхновой) искажает термоядерные процессы.

Филипп Подcядловский (Philipp Podsiadlowski)Филипп Подcядловский (Philipp Podsiadlowski)астрофизик, Оксфордский университет
Этот объект является отличным кандидатом, хоть и не доказанным. Концентрация химических элементов не так высока, как хотелось бы

О существовании таких объектов впервые заговорил Кип Торн (Kip Thorne), астрофизик из Калифорнийского технологического института в Пасадене, и Анна Житков (Anna Zytkow), астрофизик из Кембриджского университета. Торн считает, что звезда является наиболее вероятным подобным объектом.