ВойтиНовый пользовательЗабыли пароль?
Через соцсети

Русский царь инсценировал свою смерть, чтобы стать праведным старцем

18.0kпросмотров
/
Популярное

Все тайное, рано или поздно становится явным

«Благословенный самодержец», который, как считается, преждевременно ушел из жизни, мог инсценировать свою смерть и изменить личность.

Возможно, что в то время как страна оплакивала кончину Александра I в 1825 году, он направлялся в Сибирь, вероятно, планируя полностью «удалиться от мира» и посвятить себя служению Богу. Такие выводы были сделаны в ходе нового исследования, авторы которого утверждают, что Александр I не умер от болезни, а жил еще 39 лет, став сибирским старцем.

Смерть Александра I в Таганроге (литография XIX века).

Согласно официальной версии, правитель, прославившийся победой над Наполеоном и присоединением к Российской империи Финляндии и Польши, скончался от тифа 1 декабря 1825 в Таганроге в возрасте 47 лет. К слову, его супруга - Елизавета Алексеевна, скончалась спустя несколько месяцев после мужа.

альтАлександр I. Худ. Ф. Крюгер, Эрмитаж, 1837.

В народе бытует легенда, что после того, как император, инсценировав свою смерть, стал сибирским отшельником-скитальцем, она последовала его примеру.  По слухам, скрываясь от гнетущей её суеты двора и постоянных интриг вдовствующей императрицы, Елизавета «отреклась от мира» и стала Верой Молчальницей - православной подвижницей Сыркова Девичьего монастыря в Новгородской области, которая 23 года хранила обет молчания.

альтВеликая княгиня Елизавета Алексеевна. Худ. Элизабет Виже-Лебрен, 1797.

После смерти царя, на трон взошёл его младший брат - Николай I. Но 12 лет спустя в Томске появился «таинственный монах», который говорил на нескольких иностранных языках, отличался изысканными манерами и был довольно хорошо осведомлён о столичных нравах «александровского времени».

Старец говорил современникам, что он бездомный, и не в состоянии вспомнить свое прошлое. Еще до революции в России ходили слухи о личности этого «таинственного старца», который стал известен как Федор Кузьмич.

Так, по воспоминаниям Льва Толстого, поводом для сплетен послужили несколько странных обстоятельств, сопровождавших смерть монарха. Во-первых, Александр, который никогда серьезно не болел, умер вдали от дома. Во-вторых, свидетели погребения уверяли, что внешность императора сильно изменилась, и именно поэтому организаторы похорон спешно закрыли крышку гроба.  

Посмертная маска императора Александра I.

Также Толстой приводил слова, якобы сказанные старцем: «Если бы я не сказал правду о себе, то небеса были бы удивлены, если я признался бы во всём - земля была бы удивлена». Писатель добавлял: «При жизни о нём ходили странные слухи. После смерти о старце заговорили ещё больше. Не только простой люд верил в эту легенду, но и многие члены царской семьи. Было известно, что Александр хотел оставить всё, отречься от мира, странствовать и посвятить себя Богу».

Дом градоначальника Таганрога Панкова, в котором поселились августейшие супруги по приезде в Таганрог.

Существует теория, согласно которой император страстно желал посветить себя духовной жизни, потому что искал прощения за убийство своего отца, Павла I. Историки сомневаются, что Александр был непосредственным участником покушения, но в это время он присутствовал во дворце, и заговорщики определенно сыграли ему на руку.

альтПосмертный портрет Фёдора Кузьмича, написанный в Томске по заказу купца С. Хромова.

Теперь же президент Русского графологического общества Светлана Семенова, проанализировавшая почерк Александра I и Федора Кузьмича, пришла к выводу, что он принадлежит одному тому же человеку.

«Графология с высокой вероятностью позволяет утверждать, что это один и тот же человек. Малозаметные символы с возрастом не изменились. Единственная разница - в рукописи старца в 82 года он весь переместился в духовный мир. То есть появилась аркообразность, круглость почерка», - подчеркнула графолог.

Тем не менее, по ее словам, сходство ключевых особенностей обоих почерков заметны во всех предоставленных ей документах. Результаты своего исследования она представила в ходе научного форума «Дважды вошедший в историю: Александр I - старец Федор», который проходил в Томске.

Профессор Парижского института восточных языков и цивилизаций Андрей Рачинский заявляет, что царь Александр III хранил в своем кабинете портрет томского старца рядом с картинами, изображающими его коронованных предшественников. Кроме того перед смертью Федор Кузьмич якобы оставил «зашифрованное послание» в виде сочетания букв АП, что соответствует имени и отчеству императора - Александр Павлович. А позже вещи старца были переданы духовнику царской семьи.

«Фёдор Кузьмич на смертном одре» (рисунок неизвестного художника, 22 января 1864 года).

Окончательно ответить на вопрос, имел ли старец Феодор какое-либо отношение к императору Александру, могла бы генетическая экспертиза, возможность проведения которой не исключают специалисты Российского центра судебной экспертизы. Томская епархия Русской Православной Церкви в лице архиепископа Ростислава заявила, что не будет возражать против проведения идентификации останков старца, но и не станет сама инициировать подобное исследование.

Богородице-Алексеевский монастырь, Часовня Феодора Томского. Открытка начала XX века.

Комментарии
Незарегистрированные пользователи могут оставить комментарий через виджет Вконтакта, Фейсбука или использовать нашу платформу. Ваш выбор мы запомним (в хорошем смысле)
Вконтактик
Фейсбучек
Для членов клуба
ВЫ НЕ МОЖЕТЕ ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ необходимо зарегистрироваться или войти
Яндекс.Метрика