Размером с Нептун. Доказано существование гигантской луны за пределами нашей Солнечной системы

Дмитрий Турбин

Вне зоны комфорта

Каждый день приносит научные сенсации, а новейшие открытия астрономов часто ломают знания об устройстве Вселенной. Порой, это слишком жестоко.

Однажды пара астрономов из Колумбийского университета затеяла очень опасную игру. Они обратили свой взгляд в небо, чтобы найти что-нибудь действительно стоящее. И в этом непростом деле им помогал космический телескоп «Хаббл» и его собрат - телескоп «Кеплер».

Когда дело было кончено, всем стало очевидно, что начался академический шторм - команда ученых собрала убедительные доказательства существования гигантской луны, которая вращается вокруг планеты-газового гиганта на расстоянии 8000 световых лет от Земли.

Вот бы узнать их имена

В научной статье, опубликованной в журнале Science Advances, Алекс Техаи и Дэвид Киппинг сообщают, что обнаружили. Невероятно, оказывается, помимо экзопланет также существуют и экзалуны, то есть спутники планет земной группы, существующие в других далеких звездных системах.

Луна размером с Нептун? Таких гигантских лун, как я помню, нет в нашей Солнечной системе, где найдено всего 200 естественных спутников. Это безоговорочный нокаут.

Астрономы говорят, что это первый такой случай, когда им удалось обнаружить луну за пределами Солнечной системы. Наверное, потому что обычно луны поменьше в размерах и не такие заметные как Нептун.

В поисках уникальной экзопланеты исследователи проанализировали данные, полученные Кеплером - всего 284 небесных тела, вращающихся вокруг родительских звезд с периодом более 30 дней.

Отличный ход

Для наблюдений использовался транзитный метод, суть которого заключается в измерении блеска солнца при прохождении на его фоне крошечной черной точки - планеты.

Астрономы выявили аномалию в системе Kepler 1625, которая выражается в небольших отклонениях в кривой блеска. Дальнейшие наблюдения за 19-часовым транзитом экзопланеты с помощью космической обсерватории «Хаббл» позволили обнаружить повторное снижение блеска звезды через 3,5 часа после того, как газовый гигант ушел с диска. Это указывало на существование крупного спутника, луны - самое простое и естественное объяснение повторного падения кривой блеска.

По оценкам, масса луны составляет 1,5 процента массы экзопланеты, которая в несколько раз тяжелее Юпитера.

Доведись мне встретить первооткрывателей «сверхтяжелой» луны, и пожать им руку, я бы потом ещё долго её не мыл. Вот такой вот хэппи-энд!